IT–школа для девочек Princess Academy: ЗD–печать шоколадом и равные права

Первая в Беларуси IT–школа для девочек выглядит как стильный коворкинг. Девочки чувствуют себя как настоящие айтишники и дизайнеры: перед занятиями заваривают чай и идут в классы работать за компьютерами.

Здесь занимаются девочки от 7 до 15 лет. Закончив академию, они спокойно могут создать сайт, игру, fashion–коллекцию, смонтировать видеоблог, написать электронный музыкальный трек. Они знают, чем отличается креативное мышление от критического. А ещё — как обезопасить себя в интернете.

IT–школа для девочек Princess Academy

Сооснователь IT Princess Academy Валентина Чекан рассказывает, что тот факт, что обучаются здесь только девочки, накладывает отпечаток на всё. Даже к выпускному диплому прилагается не медаль, а именное колечко.

IT–школа для девочек Princess Academy2

— Как говорит один наш папа: «Перстни! Мы учимся ради перстней». Шутки шутками, но мы очень хотим, чтобы в наших студентках гармонично сочеталось хорошее образование, уверенность в своих силах и желание быть причастными к современным профессиям и здоровые амбиции.

Дети теперь не знают, как выглядела жизнь без гаджетов, поэтому потреблять «технические блага» умеют даже самые юные. Здесь учатся быть создателями, а не потребителями технологий. «Я мастер, я могу!» — очень важное самоощущение, и именно его не хватает сегодня почти всем девочкам.

Это, кстати, и есть ответ на вопрос «Почему только девочки?». Пока мы не дадим им качественное образование вне стереотипов, о равных правах не может быть и речи. Общество всё ещё полно предубеждений насчёт будущего девчонок.

В какой кружок вести дочь? Первое, о чём думают родители: музыкальная школа, художественные кружки, танцы. Становится ли это профессией? Почти никогда! 

IT–школа для девочек Princess Academy3

Есть ещё много аргументов в пользу гендерного разделения:

— Когда девочки одни, они меньше отвлекаются, чувствуют себя безопаснее. Им нечего делить, не нужно конкурировать. В 9-11 лет их темпы развития превышают мальчишеские. В средней обычной школе это невозможно учесть, — рассказывает Валентина.

Помните стандартную ситуацию, когда ты уже решила второй вариант, а сосед по парте ещё заканчивает первый? Вместо топтания на месте девочки должны получать больше нагрузки.

IT–школа для девочек Princess Academy4

Исследования показывают, что если в стране индекс гендерного равенства низкий, то у девочек математические и технические способности тоже ниже. Люди путают причину со следствием.

— Зачастую родители просто не видят «мужского» карьерного пути для дочерей, они даже не предполагают такой образовательной траектории.

Наша основная аудитория — продвинутые родители, понимающие, что мир двигается значительно быстрее, чем раньше.

IT–школа для девочек Princess Academy10

Учебная система STEAM — science, technology, engineering, аrt, mathematics, которой пользуются в академии для IT-принцесс идея не новая. Так же, как и обучение программированию только на девушек. Такие курсы давно популярны за рубежом: Girls Who Code, Women Who Code и многие другие. Большинство из них работают на некоммерческой основе.

Но в Беларуси IT–школа для девочек Princess Academy, конечно же, первопроходец. Валентина Чекан рассказала, что, несмотря на это, сразу после анонсирования проекта, заявки посыпались:

— Мы открылись в мае 2016 года. Сейчас у нас обучаются девочки на двух программах: подготовительной — от 7 до 8 лет, и основной двухгодичной — от 9 до 15 лет. В группе в среднем по 15 учениц.

Направления одинаковы: технологии, дизайн, музыка и softskills. Но по мере обучения каждый блок раскрывается в несколько курсов.Оканчивая каждый из них, девочки показывают своё портфолио — проекты, собранные за весь год.

У нас нет оценок, учениц стимулирует личный успех. Девочка выходит с занятия и говорит: «Мама, смотри, у меня своя визитка, пойдём печатать!»

IT–школа для девочек Princess Academy11

Это лучшая мотивация делать больше. И эту мотивацию часто убивают сами родители. В прошлом учебном году было две ситуации, которые Валентина теперь разбирает как педагогические кейсы:

— Первая история произошла, когда я решила поделиться успехами девчат с родителями. Было сложное занятие по фотошопу, девочки полтора часа делали макет. Это же просто физически трудно! Я тихонько позвала родителей посмотреть, а одна из мам, нависая над чадом, сказала: «Ну и что ты сделала? Эти цвета не сочетаются».

 Взрослые настолько привыкли к чудесам техники, что забыли, сколько за этим стоит труда. 

Второй случай был как раз на годовом отчёте, где девочки показывали свои проекты. Задания для всех одинаковые, поэтому на выходе работы часто получаются похожими. И вместо понимания, на лицах родителей я вижу много скепсиса: «Просто вода в лампочке, а в воде рыбка?! Ну и что?». На этом моменте я говорю: «Стоп! Стоп! Стоп! Сейчас даю вам полтора часа, и если вы сделаете рыбку в лампочке, то заберу все претензии обратно». После этих случаев мы всегда просим родителей поддерживать девочек в их начинаниях, вместе с нами формировать здоровую самооценку и просто чаще хвалить.

Да, наши девочки не выходят IT–гениями, но они в свои девять могут то, что не под силу многим взрослым.

IT–школа для девочек Princess Academy5

«Если бы в вашем городе было четыре тюрьмы и один техникум, вы бы тоже свою дочь возили в IT-академию за 200 с лишним километров».

Родители наших студенток — мотивированные. В группы выходного дня приезжают девочки не только из Минска, а ещё из Полоцка, Орши, Борисова, Лиды и многих других городов. Подписывая договор с мамой из Орши, говорю: «Мне кажется, вам будет очень трудно возить к нам ребёнка каждые выходные. Сможете ли вы проучиться за все 2 года?». На что она мне отвечает: «Валентина, если бы в вашем городе было четыре тюрьмы и один техникум, вы бы тоже свою дочь возили».

IT–школа для девочек Princess Academy6

В академии всегда рады новым преподавателям. По словам Валентины, важны не столько количество лет, отработанных в системе образования, сколько мастерство наставника, его умение взаимодействовать с детьми, терпение и желание объяснять. Она и сама десять лет работала в школе и ещё десять — в вузе, поэтому отлично знает, как важно иметь дело с преподавателями, у которых нет профессионального выгорания и деформации.

— Ради того, чтобы в программу попал интересный предмет, мы готовы на многое. Сейчас, к примеру, собираемся включить в курс 3D–моделирование. Занимаемся детальной проработкой программы, готовим материальную базу для 3D-печати.

Девочки всё не нарадуются, бегают, кричат: «3D-принтер будет печатать шоколадом! Валентина, вы должны сделать так, чтобы он печатал шоколадом».

Нашим студенткам всегда хочется чего-то удивительного, и мир технологий даёт им возможность прикасаться к чудесам. Мы гордимся, когда видим, как то, что девочка считала невозможным, становится для неё знанием и ремеслом. Быть причастными к современным IT-чудесам, удивительным дизайнерским идеям, управлять ими и создавать их — вот ради чего девочки приходят в академию.

Томашс Шиманский, преподаватель KoduGameLab, программы по созданию игр. Программист и веб–разработчик. Томашс обучает младшую группу от 7 до 8 лет.

IT–школа для девочек Princess Academy7

— Он (персонаж в игре) просит у нас денег? — спрашивает у девочек Томашс.
— Да–а–а! — хором кричит группа.
— А у нас они есть?
— Не–е–ет!
— Тогда давайте создадим монетку!

IT–школа для девочек Princess Academy8

— С группами малышей бывает сложно — говорит Томаш. — Они непоседы, любят посмеяться, им тяжело сосредоточиться.

Для привлечения внимания девчонок я разработал лайфхак: как только шумят и отвлекаются, начинаю ходить по классу и изображать панику.

 — Я кричу: «А–а–а, паника, паника, паника!». Будто что–то не так. Как только они переключатся на меня и отсмеются, начинаю снова рассказывать материал. Девчонок не приходится мотивировать. Они могут прийти с нулевым понятием о компьютерах, а вскоре начать бегать помогать другим. Работая здесь, я уже совсем не удивляюсь детскому уму.

IT–школа для девочек Princess Academy9

P.S.: В прошлом году в Академию пригласили бабушек IT-принцесс пройти обучение по программе повышения компьютерной грамотности.А в этом году появился курс и для мам, которой включил знания и навыки из IT-сферы, дизайна и маркетинга. Сейчас по вечерам здесь учатся пилотная группа из 16 мам.

Фото: Валерия Трейтяк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*